Евангелие для детей и взрослых от Льюиса 22 ноября 2012 в 12:30 | Религия » Культура 22

21 января 2013 - Администратор

22 ноября 1963 года, не дожив недели до своего 65-летия, в Англии скончался профессор филологии Кембриджского университета и близкий друг Джона Толкиена, автора "Властелина колец", Клайв Стейплз Льюис. Однако мировую известность он получил отнюдь не на ниве преподавательской деятельности или дружбы с отцом "толкиенизма" — тому способствовали его литературные произведения, проникнутые духом Евангелия.


Родился Льюис в 1898 году в семье дочери англиканского священника и адвоката. Детское счастье скоро прервалось. В десять лет мальчик лишился матери, умершей от рака, и веры в Бога, которого не смог умолить оставить жизнь самому любимому человеку.


Читайте также: Джон Толкиен — автор Библии "детей цветов"


Дальше наступили кошмарные годы мытарств по частным школам-интернатам. В которых за деньги отца можно было купить знания, но, но отнюдь не любовь или хотя бы просто человеческое отношение со стороны сверстников и учителей. Поступив в Оксфорд в 1916 году, юноша спустя полгода уходит добровольцем в армию, участвует в кровопролитнейшей битве при Сомме, забравшей у враждующих сторон больше 300 тысяч человеческих жизней, и после полученного ранения комиссовывается на гражданку. Затем следует блестящее окончание университета и работа там же доцентом кафедры филологии.


В 1929 году в мировоззрении Льюиса наступает перелом. Его "находит" Бог — и почти окончательно ставший атеистом ученый вдруг осознает, что без Творца он не сможет жить дальше. Спустя два года он знакомится с Джоном Толкиеном, участвует вместе с ним в работе литературоведческого кружка "Инклинги" и начинает писать литературные произведения. Первым из них стала повесть-аллегория "Кружной путь" — во многом автобиографическая. В ней повествуется, как юноша Джон из страны Пуритании (под которой подразумевается "начетническое", формальное христианство почти без любви и души) постепенно проходит искушения самыми разными мировоззрениями и духовными учениями. Романтизмом, материализмом, ницшеанством, безрелигиозной философией и множеством других течений. Но в конце концов вновь приходит к Христу, однако уже на совершенно другом уровне, осознанной и выстраданной веры.


Читайте также: Библия без Христа, апостолов и ангелов


Далее следуют "Письма Баламута" — блестящее и острое произведение, иронично рассказывающее от лица опытного беса-искусителя об основных приемах соблазнения людей к порокам темными силами. В более широком смысле "Письма" говорят о том, как люди в современном обществе теряют нравственные ориентиры. Из этой книги сложно выбрать что-то наиболее показательное, ее всю можно разобрать на цитаты-афоризмы, сохраняющие актуальность и поныне. Впрочем, один отрывок относительно "социальной психологии" все же хочется привести.


"Мода в воззрениях предназначена для того, чтобы отвлечь внимание людей от подлинных ценностей. Мы направляем ужас каждого поколения против тех пороков, от которых опасность сейчас меньше всего, одобрение же направляем на добродетель, ближайшую к тому пороку, который мы стараемся сделать свойственным времени.


Игра состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителем во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой. Так мы вводим в моду недоверие к энтузиазму как раз в то время, когда у людей преобладает привязанность к благам мира. В следующем столетии, когда мы наделяем их байроническим темпераментом и опьяняем "эмоциями", мода направлена против элементарной "разумности".


Жестокие времена выставляют охрану против сентиментальности, расслабленные и праздные — против уважения к личности, распутные — против пуританства, а когда все люди готовы стать либо рабами, либо тиранами, мы делаем главным пугалом либерализм."


А во второй части этой мини-дилогии "Баламут поднимает тост" есть еще удивительно современные наблюдения относительно западной модели образования.



Рейтинг: 0 Голосов: 0 1652 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!